allr.genskov.ru



Философия нового времени

Сортировать: по оценкам | по дате
22.07.17
[1]
переходы:1
Философия нового времени
В XVII в. начинается очень важный период в истории европейской философской мысли. В социально-политическом отношении он связан с так называемыми ранними буржуазными революциями. В результате первого из них Нидерланды получили национальную независимость от испанской короны. Однако не менее важное следствие этой революции - высвобождение промышленного производства и торговли с пут старого феодального строя. Голландия на длительное время стала развитой страной Европы. Значительным событием стала также английская буржуазная революция. Англия превратилась в страну классического капитализма. И если Италия и Испания в настоящее время переживали состояние феодальной реакции, духовного и культурного упадка, то в северных странах - в Англии, Голландии, отчасти Франции - постепенно развивались мануфактурное производство, торговля, высокого уровня достигла наука, формировалась новая культура.
Эта культура имела ярко выраженное антифеодальное движение. Идеологию, религию и философию старого общества были признаны роковой ошибкой человечества, ибо они противоречили требованиям разума. Философия Нового времени утверждает свои основополагающие принципы в борьбе со средневековой схоластикой, выступая как продолжение и духовное наследие эпохи Возрождения - Реформации. Становление классической западноевропейской философии XVII в. стало кульминационным пунктом этой духовной революции. Создатели новой философии - Ф
Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк - теоретически подытожили достижения Возрождения и Реформации. Однако новая философия имела и собственное содержание. Отражая новые реалии общественной жизни, она не просто подытожила духовный опыт предшествующих столетий, но и пошла значительно дальше, формулируя собственные проблемы и решая собственные задачи.
Существенная особенность философии Нового времени - принципиальная ориентация на науку, решение проблем научного познания. Если попытаться определить центральную идею новой философии, то такова именно научное познание как главное средство нравственного и социального обновления человечества, утверждения достоинства и могущества человека, как источник его свободы и счастья.
Преодоление феодальных порядков, которые, по мнению идеологов буржуазных революций, искажали истинную природу человека, выступало как критика старых предрассудков и суеверий, той несправедливости, которая основывалась на обмане и лжи.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filosofiya_novogo_vremeni


22.07.17
[1]
переходы:1
Философия нового времени
и мяса "(Декарт), как существо, жизнедеятельность которой описывалась механическими законами. Правда, это существо обладает способностью мыслить:" мыслящая вещь, или вещь, что умеет мыслить "(Декарт).
Жизнь, по мнению наиболее известного английского философа этой эпохи Т. Гоббса, чисто механический и автоматический процесс - "жизнь есть лишь движение членов", причем сердце - это пружина, нервы - нити, суставы - колеса дают движение всей машине человеческого тела, потому что так хотел Мастер. Принцип механистического понимания жизнедеятельности человека Гоббс развивал последовательнее Декарта, т.к. отказался от идеи разумной души, составляет проявление особой, духовной субстанции. С его точки зрения, человек это часть природы, функции которой принципиально сводятся к механическому движению, а законы разума - к законам математики. В то же время многие философы рассматривали связь тела и сознания как случайный.
Все люди как частички природы вполне подчиняются действию ее законов, включенные в цепь мировой детерминации. Общая причинная необходимость, исключает случайность и определяет всю человеческую деятельность. Представление о свободе воли, считают рационалисты XVII в. , Один из самых живучих человеческих заблуждений, основанных на том, что люди осознают только свои желания, но обычно очень далеки от понимания причин, по которым они к ним определяются. "Воля не есть вещь в природе, а лишь фикция" - пишет Спиноза. При этом он, собственно говоря, не выходит за пределы знаменитой формулы античных стоиков: того, кто соглашается, дальше ведут, а того, кто сопротивляется, они тянут.
В духе "века разума" Спиноза утверждает, что "свобода есть познанная необходимость" и все происходит в соответствии с ума. Познавая природную необходимость, человек становится свободным и может управлять своими страстями и аффектами, в которых проявляется порабощения человека, его неосознанная зависимость от внешних обстоятельств его жизни
Такое понимание человека и его свободы стало основой разработанной Спинозой этики. Моральная ценность человеческих поступков детерминирована непосредственно характером его знаний о мире природы и о его собственное существование. На этой основе Спиноза сконструировал идеал человека, во всем пользуется разумом. Степень морального совершенства прямо пропорционален тому, насколько человек руководствуется в своих поступках разумом. Такого человека философ называет мудрецом, или свободным человеком. Мудрец не уничтожает свои страсти, а превращает их, подчиняя ума. Поэтому совершенствование разума - главная цель нравственного существования личности.
Однако наблюдая противоречивость отношений человека и общества, нидерландский мудрец колеблется в своих социально-этических выводах. С одной стороны он призывает, чтобы люди "жили, наконец, исключительно под властью разума", а с другой - меланхолично завершает "Этику" выводом о том, что путь к свободе, невозможной без руководства умом, очень тяжелый и открытый для немногих.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filosofiya_novogo_vremeni?page=4


22.07.17
[1]
переходы:1
Философия нового времени
НЕ божественного установления. Формируется так называемая теория «общественного договора», что объясняет возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния народа (status naturalis) до состояния гражданского (status civilis). Существенный вклад в ее разработку внес Томас Гоббс (1588-1679 гг.).
На первой стадии развития человеческого общества господствует естественное право: право каждого человека на все, в чем он нуждается, чего он желает. Фактически оно означает неограниченность человеческой свободы в стремлении поддерживать свое существование и улучшать его любыми доступными средствами: "люди от природы склонны к жадности, страха, гнева и другим животным страстям". . . Они действуют "ради любви к себе, а не к другим". . . Гоббс не жалеет красок для изображения жадности и даже хищности людей в их естественном виде. Он выражает эту мрачную картину древней пословицей "человек человеку волк". Отсюда понятно почему естественное состояние является непрерывной «войной каждого с каждым". Такая война грозит самоуничтожением. Поэтому жизненно необходимо для всех людей сменить естественное состояние на гражданский, государственный.
Главным признаком такого состояния является наличие сильной централизованной власти. Она основывается путем общественного договора, в котором участвуют все без исключения "атомизированные" социальные индивиды. Государство ставит на место законов природы законы общества, ограничивая естественные права гражданским правом. Законы государства, согласно Гоббсу, должны ограничивать свободу отдельных людей, чтобы они не смогли причинить вреда другим: "общественная власть" держит в узде и направляет все действия людей к общественному благу ".
Такая "общественная власть" должна опираться на добровольное отречение от права владеть самим собой и передачи его "определенным собранию мужей" ,. . . "Когда же это произойдет, называют множество, таким образом объединенную в одну особую общность, общество, государство, по-латыни civitas. Так родился этот великий Левиафан" (Гоббс).
Государство выступает в политической теории Гоббса продуктом общественного договора, гарантом мира и процветания членов общества, дает возможность каждому человеку реализовать те права, которыми она обладает от природы: правом на жизнь, безопасность, на владение имуществом.
Гоббс был сторонником сильной абсолютистской государственной власти, потому что он считает, что только она способна устранить все остатки "естественного состояния" и все споры и беспорядки.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filosofiya_novogo_vremeni?page=6


22.07.17
[1]
переходы:1
Философия нового времени
и искали ее в книгах. Пантеизм эпохи Возрождения видел истину также в Боге, но искал ее в природе, мире. Фрэнсис Бэкон считал, что истина находится в самих вещах и необходимо осуществлять ее поиск в природе, мире. Схоластике он противопоставил концепцию «естественной» философии, основанной на опытном познании. В своем труде "Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы" Бекон провозглашает принцип эмпиризма и разрабатывает индуктивный метод, то есть метод восхождения от разнообразных индивидуальных, единичных вещей или фактов к теоретическим обобщениям. С помощью этого метода можно познать природу. Но познать и овладеть природой можно только подчиняясь ей, не искажая ее образа, а постигая причины и законы, действующие в ней.
- Идолы рода (племени) связаны с верой в истинность лучшего. Они врожденные и связанные с несовершенством ума и органов чувств человека. Избавиться от них почти невозможно, но можно ослабить их влияние путем исследовательской дисциплины;
- Идолы пещеры связаны с узостью взглядов отдельных людей, их привычками, воспитанием, в результате чего они наблюдают окружающий мир как бы из пещеры;
- Идолы площади (рынка) связаны со штампами повседневного пользования, употреблением устаревших понятий, суждений, слов и порождаемых общением людей;
- Идолы театра (теорий) связаны с догматической, слепой верой в авторитеты, традиции, привыканием к теоретическим систем, своей искусственностью, неискренностью напоминают театральные представления.
- Путь пчелы. Как пчела перерабатывает нектар в мед, так и настоящий ученый превращает эмпирические факты с помощью рациональных методов в научную истину.
Приобретает нового направления и представления о цели и назначении познания. Знаменитый афоризм Бэкона "знание - сила" отражает идею экспериментальной науки, которая приносит человеку практическую пользу.
Основателем противоположного рационалистического направления был французский философ Рене Декарт (1596-1650 pp.). Он принципиально по-другому решает вопрос о том, каким образом человек постигает истину. Прежде всего разрабатывает дедуктивный метод познания, принципиально по-другому, в отличие от Бэкона, решает вопрос о том, каким образом человек постигает истину.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filosofiya_novogo_vremeni?page=2


22.07.17
[1]
переходы:1
Философия нового времени
механики, астрономии, физики. Выдающийся ученый Миколай Коперник совершил настоящий переворот в системе научного мировоззрения. Созданная им гелиоцентрическая система мира противоречила учению Аристотеля - Птолемея, отвергла принцип телеологии в объяснении природы, утверждала идею единства и однородности мира. Но самое важное то, что был брошен вызов теолого-схоластическому мировоззрения и выдвинут вопрос о независимости естествознания от религии.
Утверждение естественнонаучного подхода, качественно новых представлений о мире, основных принципов новой науки происходило в атмосфере острой идейной борьбы. Показательной в этом была доля Галилея, который в 1633 был привлечен к суду инквизиции. Философия же не только подытоживала или теоретически обобщала те процессы, которые происходили в области естественных наук, но и принимала непосредственное участие в формировании нового естествознания. Не случайно создатели новой "философии основном были и выдающимися естествоиспытателями.
Функции философии по этой науки заключались в ее мировоззренческом и методологическом обосновании, разработке соответствующей онтологии, принципиально новых представлений о природе как основы ее конкретно-научного познания, были заложены основы детерминистской картины мира и материалистического понимания природы. В противоположность античным и средневековым представлениям о совершенном, гармоничный, живой и одушевленный космос природу начинают представлять как бесконечную, однородную телесную субстанцию, разнообразные свойства которой можно определить чисто количественными методами. Природные процессы рассматриваются как действие слепых механических сил. Такой механистический материализм становится враждебным человеку, приходит в противоречие с гуманистическими представлениями о мире.
начинают понимать невозможность научного познания природы и человека на таких принципах. Поэтому определяются существенные мировоззренческие коллизии, характеризующие философию Нового времени: метафизическое противопоставление материального и духовного миров, проблема соотношения души и тела, антиномия сциентизма и гуманизма, естественной необходимости и человеческой свободы.
Не менее важной для философии Нового времени была проблема методологического обоснования науки. Ученые выступают независимый характер научного познания, необходимость объяснения явлений природы, исходя из нее самой. Важным достижением на этом пути становится понимание объективности природных процессов, выработка самого понятия объективного закона природы, познания которого объявляется целью естественной науки. Особое значение приобретает проблема достоверности знания и методов ее достижения. И если в определении цели научного познания почти все философы XVII в.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filosofiya_novogo_vremeni?page=1


22.07.17
[1]
переходы:1
Философия нового времени
является суждение "мыслю, следовательно существую". Истинность этого субъективного принципа гарантирована Богом, который вложил в человека естественный свет разума. Декарт утверждает, что основой, фундаментом познания человека есть врожденные идеи, которые присущи человеку от рождения. Эти идеи человек должен осознать с помощью рационалистически-дедуктивного метода и на их основе строить всю систему знания. Врожденными идеями, например, есть идея Бога - самой совершенной существа, - ряд общих идей и аксиом математики и тому подобное.
- Принцип очевидности, понятности и выразительности в суждениях и представлениях о предметах. Истинные суждения - это суждения, которые не вызывают никакого сомнения, они очевидны. Для этого следует на начальном этапе познания подвергать все сомнению;
- Расчленение трудностей, встречающихся на частичные, простые проблемы с тем, чтобы прийти к очевидным и понятным вещам;
- Соблюдение порядка в мышлении, переходя от вещей менее сложных к более сложным, от доведенного до недоказанному. Этот процесс опирается на интуицию. Отсюда базовыми элементами рационализма Декарта е дедукция и интуиция;
Научному методу Декарт придавал универсальное значение, считая, что с его помощью могут быть опознаны все закономерности природы, где явления механически взаимосвязаны и одно вытекает из другого.
Философия Декарта стала предвестником механистического мировоззрения. В ней выделяются две самостоятельные субстанции мира - материальная, отличительной чертой которой является протяженность, и мыслящий, для которой характерны непротяжнисть и неделимость.
Человек у Декарта оказалась дуалистично расколотой на телесное, материальное и духовное, мыслящее начало. Все живые организмы Декарт рассматривал как машины, как существа, механически действуют. Таков и человеческое тело, но оно является машиной, в которую Бог вложил душу. Разумность, способность к рациональному суждения является существенной особенностью человека, его исключительной свойством. При этом разум - основа не только познания, но и добропорядочного поведения.
Эмпирический направление в философии Нового времени продолжали развивать английские философы Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Давид Юм (1711-1776).
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filosofiya_novogo_vremeni?page=3


22.07.17
[1]
переходы:0
Философия нового времени
рационалистами этого времени: "все наше достоинство состоит в мысли. Только она поднимает нас... Будем же стремиться хорошо думать: это основа морали". . . )
Множество фрагментов Паскаля является вариацией на эту тему. Признаки "величия" человека разнообразны. Так, человек осознает бесконечность, необъятность Вселенной и свое скромное место в нем, свою "онтологическую ничтожество" и тем самым, по мнению Паскаля, поднимается над ним. "Величие" человека выражается и в том, что она "носит в себе идею истины", ищет истину, иногда жертвуя всем ради нее. В плане моральном "величие" человека заключается в стремлении к добру, данном ему от "природы", любви к духовному началу в себе и в других, уважении к нравственной истины, то есть нравственного идеала.
Но одностороннее преувеличение превосходства человека, абсолютизация его "величия" приводят, согласно Паскалю, к прямо противоположному результату - к опасности впасть в другую крайность и преувеличить "ничтожество" человека. Это значило бы уподобить ее животным и стереть ту грань, отделяющую человеческую жизнь от животного существования. При этом следует отметить, что, по мнению Паскаля, не сама по себе "животная природа" человека составляет его ничтожество. Она лишь условие, а не причина его ничтожности
Причина же заключается в воле человека, или руководит бессознательными инстинктами и поднимает ее, или затягивает ее на путь "животного уровня" бытия.
"Величие" и "ничтожество" человека выступают у Паскаля как своеобразные диалектические противоположности взаимно обусловливают, порождают и вместе с тем исключают друг друга, образуя внутренне противоречивую и неразрывное единство. При этом Паскаль, с грустью отмечает, что "ничтожество" еще более многолика, чем "величие". Он пишет о "ничтожество" человека как "атома", затерянного в необъятных просторах Вселенной, по сравнению с вечностью которого, жизнь человеческая есть только "тень, мелькнувшую на мгновение и исчезла навсегда".
"Ничтожество" человека выражается и в невозможности "все знать" и "все понимать". В нравственном отношении Паскаль усматривает "ничтожество" человека в недостатках и пороках отдельных людей, суетности их жизни, противоречивости их желаний и действий, нищеты межличностных отношений, неспособности человека добиться счастья. "Нищета" и "ничтожество" индивидуального бытия человека увеличиваются "ничтожеством" его социального окружения, в котором царит сила, а не справедливость. Важно отметить, что Паскаль, хотя и много пишет о "ничтожестве" человека, но ни в коем случае не воспевает эту "ничтожество". Он поистине страдает от несовершенства человека и сострадает "бедному человечеству" в его тяготах и ​​лишениях. Он решительно осуждает скептиков, преувеличивают "ничтожество" человека и уподобляют ее животному, живущему только инстинктами. Паскаль против всякой философии отчаяния, отнимает у человека надежду на лучшее будущее.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Filosofiya_novogo_vremeni?page=5