allr.genskov.ru



Формы и методы формирования национального сознания и самосознания младших школьников

Сортировать: по оценкам | по дате
26.05.18
[1]
переходы:0
Формы и методы формирования национального сознания и самосознания младших школьников
Актуальность создания системы национального воспитания в условиях Украины определяется потребностями общества в всесторонней активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала национальных и общечеловеческих ценностей, противоречивыми процессами включения личности в социальную жизнь, необходимостью обеспечения единства, преемственности и последовательности воспитывая воздействий различных социальных институтов, постоянной корректировки воспитательного процесса .
Национальное воспитание - формирование гармонично развитой, высокообразованной, социально активной и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативой.
Национальное воспитание - это воспитание детей на культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, привычках и обрядах, многовековых воспитательных традициях, духовности.
Национальная система воспитания - это исторически обусловлена ​​и создана самим народом система идей, взглядов, убеждений, идеалов, традиций, обычаев и других форм социальной практики, направленной на организацию жизненной деятельности подрастающих поколений, воспитания их в духе естественно-исторического развития материальной и духовной культуры нации.
Национальное самосознание включает личную идентификацию со своей нацией, веру в ее духовные силы и будущее, волю к труду на пользу народа, умение осмысливать нравственные и культурные ценности, историю, обычаи, обряды, символику, систему поступков, которые мотивируются любовью, верой, волей, осмыслением ответственностью перед своей нацией.
Народность - единство общечеловеческого и национального. Национальная направленность воспитания, овладения родным языком, формирование национального сознания, любви к родной земле и своему народу. Привитие уважительного становления к культуре, наследства, народных традиций и обычаев, национально-этической обрядованости всех народов, населяющих Украину. Природовидповиднисть воспитания учета многогранной и целостной природы человека, возрастных и индивидуальных личностей детей, учащейся и студенческой молодежи, их анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.
Культуровидповиднисть воспитания органическая связь с историей народа, его языком, культурными и бытовыми традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами, обеспечение духовного единства и преемственности поколений.
Принципы етнизации равной степени относятся представителей всех народов Украины. Создание возможности всем детям учиться в родной школе, воспитывать национальное достоинство, национальное сознание, чувство этнической причастности к своему народу. Воспроизведение в детях менталитета своего народа, увековечения в подрастающих поколениях специфического, что есть в каждый нации, воспитание детей как типичных носителей национальной культуры, продолжателей дела отцов. Принцип етнизации - неотъемлемая составляющая социализации детей. Путями и средствами реализации национальной системы воспитания является родной язык, родная история, природа родного края, фольклор, национальное искусство, народный календарь, национальная символика, семейная бытовая культура, национальные традиции, обычаи и обряды. Формирование национального самосознания предусматривает освоение молодежью своей этической сообщества, национальных ценностей (языка, территории, культуры), ощущение своей причастности к развитию национальной государственности, патриотизм, что способствует утверждению собственного национального достоинства, внутренней свободы, гордости за свою землю.
При отборе форм и методов организации национального воспитания, формирования национального сознания следует исходить из содержания Концепции национального воспитания, Национальной программы воспитания учащихся и учащейся молодежи в Украине.
Целесообразными и полезными будут: этические беседы по своеобразия и национальной ментальности «Ой не режь косу», «Легенды нашего леса», устные журналы
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/formy_...dshih_shkolnikov


26.05.18
[1]
переходы:0
Формы и методы формирования национального сознания и самосознания младших школьников
ИИИ. Ознакомление учащихся с понятиями «традиция», «обряд», «праздник», раскрытие их роли в жизни и историческом прошлом страны.
Внедряя в воспитательный процесс народные традиции следует предусмотреть работу как с учениками, так и родителями. Относительно украинских национальных традиций, то нужно знакомить и с достижениями украинского народного воспитания, и с казацкой педагогикой.
Изучение и внедрение педагогики народа формирует этническую самоотверженность, заинтересованность в ее возрождении, уважение к национально-культурных традиций народа.
Казна народной педагогики содержит проверенные веками национальные воспитательные традиции, культурно-образовательные ценности. Главными воспитательными средствами было воспитание в семье (поведение, поступки родителей, речь, труд), а также фольклор, народные обычаи, верования, искусство, ремесла и промыслы, природа родного края, любовь к Богу. Исторические исследования убедительно доказывают, что вся воспитательная система народной педагогики направлена ​​на воспитание человечности, высоких нравственных чувств и черт, любви к отчизне, уважительного отношения к людям труда, ко всему своему, родному. Через песни, сказки, пословицы и другие средства фольклора народ открывал перед ребенком красоту человеческих отношений, стремился одухотворить человеческий труд, быт, учил жить по законам красоты.
Система казацкого воспитания в значительной мере отражает сущность народного опыта работы с подрастающим поколением, стержень которого определяет главная национальная идея украинского этноса о незаурядности личности, обогащенной ощущением свободы, раскованности духа, стремлением к независимости государства.
Сегодня во многих регионах Украины началось активное возрождение казачьих воспитательных традиций. Огромный воспитательное воздействие имеет изучение героической жизни, подвижнической деятельности, высокого военного искусства гетманов, отряда атаманов, руководителей восстаний. А одним из главных направлений воплощения в жизнь казацкой педагогики - исследование и практическое возрождение военно-спортивного искусства наших предков
Следует также поставить на широкий и практический уровень познания и возрождение традиций казаков как мудрых земледельцев, хозяев земли, хранителей и умножителем рукотворных сокровищ родного края, его природных богатств.
Таким образом, использование национальных традиций в воспитательной работе освобождают от абстрактности и надуманности в выборе форм и содержания работы, позволяют создать естественное воспитательная среда, позволяют глубже осознать связи с историей своей местности, неразрывное единство с предыдущими поколениями, их духовным миром, глубже узнать свой народ, его традиции, верования в себя, как частицу великого народа. Как правило тематический подбор форм и методов воспитания работы с использованием национальных традиций опирается на народный календарь, а также традиционные праздники, к этому добавляется изучение морально-этических норм народа.
Активно внедряются индивидуальные и групповые формы работы, такие как поиск и сбор фольклора, материала, свидетельств, обобщение и творческая интерпретация приобретенного, подготовка и участие в фестивалях, конкурсах. Применяются и массовые формы, особенно те, которые предусматривают разновозрастный состав участников. Например, фестивали народного фольклора, коллективно-творческие дела «Традиции моего народа», «Бабушкин сундучок», Свято семьи и др. Ученикам можно предложить устные журналы ( «Волшебный мир народных традиций», «Народные приметы»), «круглые столы», информационные сообщения (пресс-дайджесты) (откуда пошло..., А наши предки делали когда...). Материалом служат разнообразные легенды, сказки, обычаи, обряды, подбираются с учетом темы и цели. «Как ребенок бегает и играет, так ей здоровья улыбается», - говорит народная мудрость. Двигаться, бегать, играть - это значит жить. Игры прививают любовь к труду, способствуют физическому и умственному развитию ребенка, формированию чувства справедливости, честности, взаимопомощи, коллективизма.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/formy_...hkolnikov?page=2


26.05.18
[1]
переходы:0
Формы и методы формирования национального сознания и самосознания младших школьников
Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеют свои традиции, обычаи, обряды и праздники, становление которых происходят в течение многих веков.
Цель воспитательной работы школы с использованием народных традиций заключается в ознакомлены учащихся с народными традициями, воспитании уважения и любви к народным традициям и обычаям, формировании чувства национального достоинства и самосознания.
Традиции, обычаи, обряды и праздники - это те неписаные законы, которыми пользуются в самых ежедневных и самых всенациональних делах. Празднично-обычных наследие, а также язык - это те самые прочные элементы, объединяющие и цементируют отдельных людей в один народ, в одну нацию. Со времени возникновения человеческого общества каждым новым поколением все это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и в дальнейшем передавалось следующему поколению. В ходе истории сложились и утвердились формы, средства и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в совокупности называются традицией.
Традиция - это общепринятое, общеобязательное явление, проверенное прошлым опытом, признано необходимым для обеспечения дальнейшего существования и развития индивида, коллектива, государства, общества. Цель традиции заключается в том, что закреплять и воспроизводить в новых поколениях устоявшиеся способы жизнедеятельности, типы мышления и поведения. Понятие традиции служат общим названием как для материальных, так и для духовных ценностей, которые воспринимаются людьми как наследие, а также для процесса и форм социального исследования. Формы реализации традиции разнообразны, но основными являются обычай, праздник и обряд.
Обычай - общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, то, что стало обычным усвоенным, признанным, что вошло в обиход.
Обычай является практической действием, задача которого - дать образец для подражания, показать, как нужно жить, чтобы унаследовать опыт, который есть в работе, поведении, образе жизни и достичь реального результата. Цель обычая - воссоздать и закрепить уже произведенные способы и формы труда, общения, семейно-бытовых отношений, общественной дисциплины; регулирования взаимоотношений между людьми. Достигается эта цель наглядным примером, призывом поступать так, как поступает тот, кто выполняет обычай.
Обряд - разновидность обычая, это особая коллективная символическое действие, предназначенная для того, чтобы наглядно-образными средствами оформить и отметить важные события общественной и личной жизни.
Цель обряда - с помощью символов и символических действий выразить, передать, закрепить традиционные для какого-либо общества, социальной группы идеи, идеалы, нормы, ценности, образцы жизнедеятельности, вызвать у его участников соответствующие чувства, настроения, переживания, создать в процессе его проведения морально-психологическую атмосферу, которая способствовала бы усвоению социального опыта, который передается с помощью данного обряда.
Символ - это особая разновидность знака. Национальная символика каждого народа выполняет исторически важные функции консолидации нации в единую этнографическую, культурно-историческую общность, единое суверенное государство. Национальные символы Украины - герб (трезубец), флаг (сине-желтый), гимн ( «Ще не вмерла Украина»).
Благодаря этническим символам (бережиння, обереги памяти, калина, ива и т.д.) в сознании каждого украинском возникают дорогие сердцу образы детства, родного края, родительского дома, семейного очага. Для того, чтобы обрядовые символы пришли не только ума, но и к сердцу, были не только осознанные, но и пережитые учениками необходимо выразить их в яркой психологической действия и форме. Обряд всегда символ тех или иных идей, норм, идеалов, ценностей, отношений, поучений, символ определенного события, символическое отношение социального опыта. Характерным для обряда является художественное оформление всего его комплекса.
В обществе, отдельной социальной группе обряд выполняет несколько функций - нормативную (формирует ценностные ориентации и нравственные качества), регламентирующую (предоставляет определенные стереотипы поведения, привычки), поощряющую (поощрение общественной жизни, социальной группы), консервативную.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/formy_...hkolnikov?page=1