allr.genskov.ru



Эстетика Киевской Руси

Сортировать: по оценкам | по дате
29.05.17
[3]
переходы:0
Эстетика Киевской Руси
Наверное, красота этого храма христианского Бога казалась просто ослепительной привыкли к скромным деревянных зданий киевлянам. Собственно, именно такое впечатление и должен был производить собор, так как в византийской церкви хорошо понимали, что высокое искусство, обращенное к человеческим эмоциям, часто куда эффективнее усиливало веру, чем богословие, апеллирует к разуму. С этой целью церковь способствовала развитию искусств и ремесел. В частности, интерьер Св. Софии украшали цветные мозаики и фрески, с удивительной правдоподобием изображали человека.
Другой способ вызвать благоговение заключался в использовании икон, то есть изображений божественных существ на специально обработанных досках. Иконы распространялись по частных домах, где становились ценной в семье наследием. Каждый из этих новых разновидностей искусства поначалу испытывал влияния греческих образцов. Но со временем мастера научились сочетать в этих жанрах и местные элементы, создавая все более выразительный собственный стиль. Однако влияния восточной церкви на искусство не всегда были благотворными. Так, из-за того, что византийцы не любили ставить в своих храмах статуй, скульптура не получила заметного развития.
Таким же определяющим было влияние христианства на способы интеллектуальной экспрессии древних русичей. После 988 г.. В обиход вошло письмо, основанное на азбуке, созданной монахами Кириллом и Мефодием - греками, распространяли христианство среди славян. В отличие от Рима с его настоянию использовать в богослужениях латынь Константинополь согласен с тем, что новообращенные народы пользовались в церкви собственным языком. Поэтому в богослужениях и других делах церкви употребляли церковнославянский язык - литературную норму, опиравшейся на южнославянские диалекты и была легко понятной восточным славянам. Постепенно она распространилась на только на религиозную, но и на светскую литературу, которая становилась богаче и разнообразнее
Закономерно, что большинство образцов этой письменной литературы имели религиозный характер. Здесь в изобилии есть отрывки из Ветхого и Нового заветов, гимны, проповеди, жития святых. Выдающимися среди них есть «Патерик», то есть рассказ о жизни святых, написанная монахами Киево-Печерской лавры, проповеди и гимны св. Кирилла Туровского, письмо киевского митрополита середины XI в. Илариона - возможно, самый образованный мужа Киевской Руси. В знаменитом «Слове о законе и благодати», прочитанном в 1052 в присутствии Ярослава Мудрого, Иларион искусно противопоставляет христианство язычеству и описывает крещение Руси. В этом произведении он демонстрирует прекрасное владение сложными приемами византийской риторики, а также глубокое знание Библии. Однако при всем своем уважении к греческой культуре Иларион ни был грекофилом. В «Слове о законе и благодати» он подчеркивает величие и значение Руси, умаляет роль Византии в ее обращении к новой вере, приписывая всю заслугу в осуществлении этого исторического шага Владимиру.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Estetika_Kievskoiy_Rusi?page=1


29.05.17
[2]
переходы:0
Эстетика Киевской Руси
Кроме Холма, традиции галицкой белокаменной архитектуры развились во Львове, где в конце XIII в. и в начале XIV в. было построено церкви св. Онуфрия, св. Пятниц и св. Николая.
В Киеве и Киевской области были возведены храмы - Трехсвятительский (1189р.), Св. Василия (1190г.) В Овруче, Апостолов (1197) в Белгороде. Некоторые из них, по мнению исследователей, построил киевский архитектор Петр Милониг. Новый архитектурный стиль отчетливо проявился в Пятницкой церкви (нач. XIII в.), Что в Чернигове.
В искусстве Киевской Руси, наряду с архитектурой, значительного расцвета приобретает монументально-декоративная живопись. Живописные изображения в храмах были своеобразной Библией для тех, кто не знал грамоты. Византийская живопись распространился в Киевской Руси в X в. в форме монументальных стенных росписей (фресок) и мозаик. Отделка Десятинной церкви начинает киевскую художественную школу. Мозаики Десятинной церкви не сохранились, а от фресок остались лишь обломки.
Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве относятся к выдающихся памятников украинского и мирового искусства. Уцелела лишь треть всего живописи (260 м2 мозаик и около 3000 м2 фресок). Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Фрески были как религиозный сюжет, так и вполне светский смысл.
С середины XII в. в самостоятельных княжествах - Киевском, Черниговском, Переяславском, Галицком и Волынском - создаются местные самобытные художественные школы
Наряду с монументальной живописью на Руси развивается иконопись. В конце XI в. сложилась киевская школа иконописи. Выдающимся иконописцем Киевской Руси был Алимпий Печерский. Среди икон XII в. привлекает внимание икона "Ярославская Оранта" - одна из древнейших, посвященных Деве Марии. Исследователи относят ее к киевской школы. В XII в. в связи с постоянной внешней угрозой нашествия кочевников особенно близки живописи были идеалы военной доблести. Распространение получили иконы "Ге-оргия-воина", "Дмитрия Солунского", "Архангела", или "Ангела-Золотое Волосы". В этот период появляются иконы с изображением первых русских святых - Бориса и Глеба. Традиции Киева распространяются на иконописные школы Га-лицько-Волынского княжества и других русских земель. Примером может быть икона "Волынской Богоматери" (ХИП в.), Обнаруженная на Волыни в Покровской церкви г.. Луцка.
Развитие живописи подтверждают и портретные миниатюры, украшали "Изборник" 1073, "Трирский псалтырь» (1078-1087 гг.). По мнению исследователей, миниатюры "Трирского гуслей" выполнено во Владимире-Волынс-либо. На них изображены князь Ярополк и его жена Ирина, а также иметь Ярополка, Гертруда. Высоким мастерством отмечаются миниатюры "Рождества Христова", "Распятие", "Христос на троне", "Богоматерь на троне".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Estetika_Kiyivs-koyi_Rusi?page=4


29.05.17
[1]
переходы:3
Эстетика Киевской Руси
Если брать к рассмотрению вопроса эстетики Киевской Руси, то в первую очередь нужно рассматривать эстетику, не как научную отрасль, а как ее проявления. То есть, речь должна идти об основных направлениях и взгляды в таких сферах общественной жизни как религия, искусство, философия, рассмотрение главных эстетических понятий с точки зрения того давнего времени.
Церковь оказывала огромное влияние на культуру Киевской Руси. Сооружение одного только храма - знаменитой Софии Киевской - является непосредственным подтверждением того, насколько всеобъемлющим было влияние церкви на искусство. Построена в 1037 в княжение Ярослава Мудрого эта замечательная каменная постройка, возведенная греческими мастерами вроде константинопольского храма, было пять апсид, пять нефов и тринадцать куполов.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Estetika_Kiyivs-koyi_Rusi


29.05.17
[1]
переходы:3
Эстетика Киевской Руси
Наверное, красота этого храма христианского Бога казалась просто ослепительной привыкшие к скромным деревянных зданий киевлянам. Собственно, именно такое впечатление и должен был производить собор, так как в византийской церкви хорошо понимали, что высокое искусство, обращенное к человеческим эмоциям, часто куда эффективнее усиливало веру, чем богословие, апеллирует к разуму. С этой целью церковь способствовала развитию искусств и ремесел. В частности, интерьер Св. Софии украшали цветные мозаики и фрески, с удивительной правдоподобием изображали человека.
Другой способ вызвать благоговение заключался в использовании икон, то есть изображений божественных существ на специально обработанных досках. Иконы распространялись по частных домах, где становились ценной в семье наследием. Каждый из этих новых разновидностей искусства поначалу испытывал влияния греческих образцов. Но со временем мастера научились сочетать в этих жанрах и местные элементы, создавая все более выразительный собственный стиль. Однако влияния восточной церкви на искусство не всегда были благотворными.
Таким же определяющим было влияние христианства на способы интеллектуальной экспрессии древних русичей. После 988 г.. В обиход вошло письмо, основанное на азбуке, созданной монахами Кириллом и Мефодием - греками, распространяли христианство среди славян. В отличие от Рима с его настоянию использовать в богослужениях латынь Константинополь согласен с тем, что новообращенные народы пользовались в церкви собственным языком.
Закономерно, что большинство образцов этой письменной литературы имели религиозный характер. Здесь в изобилии есть отрывки из Ветхого и Нового заветов, гимны, проповеди, жития святых. Выдающимися среди них есть «Патерик», то есть рассказ о жизни святых, написанная монахами Киево-Печерской лавры, проповеди и гимны св. Кирилла Туровского, письмо киевского митрополита середины XI в. Илариона - возможно, самый образованный мужа Киевской Руси. В знаменитом «Слове о законе и благодати», прочитанном в 1052
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Estetika_Kiyivs-koyi_Rusi?page=1


29.05.17
[1]
переходы:0
Эстетика Киевской Руси
Новый этап развития монументальной архитектуры на Руси представляют здания "города Ярослава" в Киеве. На эти сутки древнерусское зодчество приобретает четкие национальные черты. Это говорит о такой шедевр архитектуры, как Софийский собор (1037 г.). В архитектурно-художественном ансамбле Софии особую роль играло внутренняя отделка. Разнообразие мозаик, фресок, столбы, арки, откосы оконных проемов - все это поражало великолепием. По примеру Софии Киевской сводились одноименные соборы (1045-1050 гг.) В Полоцке и Новгороде. В Чернигове по велению брата Ярослава Мудрого Мстислава был построен Спасский собор, который имел сходство с Десятинной церковью.
Во второй половине XI в. культовое строительство получает распространение во многих древнерусских городах. В это время основываются монастыри и именно в них возводятся новые каменные храмы
В Киеве - это соборы Дмитровского, Михайловского, Выдубицкого, Печерского, Кловского монастырей. Первым образцом монастырского храма был Успенский храм Печерского монастыря (одна тысяча семьдесят восемь), строили его греческие мастера. Владимир Мономах построил похожий храм в Ростове. В Киеве близок к Успенскому был Михайловский Златоверхий храм (1108р.).
В Северной Руси в XII в. получили значительное развитие Киевская, Черниговская и Переяславская архитектурные школы. Характерными памятниками этого периода является храм Федоровского монастыря (1131), церковь Богородицы Пирогощи (1132) на Подоле, Кирилловская (1146), Васильковская (1183) церкви в Киеве; Юрьевская (1144р.) В Каневе; Борисоглебский (1128) и Успенский (40-е годы XII в.) Храмы в Чернигове. Близкой к архитектуре Киева и Чернигова была архитектура Владимир-Волынского с известным Успенским (Мстислава) собором 1160р. Также центром архитектуры княжеской Руси был древний Галич.
Монументальные сооружения Галичины сведены из светло-серого известняка.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Estetika_Kiyivs-koyi_Rusi?page=3


29.05.17
[1]
переходы:0
Эстетика Киевской Руси
развитие музыкально-театрального искусства Руси рассказывают фрески Софии Киевской, миниатюры "Радхе-виливського летописи". В "Житии Феодосия Печерского" рассказывается, что при дворе Ярослава Святославича была труппа музыкантов и скоморохов. Археологи во время раскопок нашли музыкальные инструменты - гудки, гусли, свирели, костяные кастаньеты.
С введением христианства на Руси распространился хоровое пение - одно- и многоголосый. Наши предки знали нотную систему, так называемую Крюкова, что свидетельствует о высоком уровне развития древнерусской музыкальной культуры.
Учитывая вышеприведенного можно утверждать, что уже во времена Киевской Руси наблюдались достаточно высокие требования к таким эстетических категорий как "прекрасное", "возвышенных", "благородное".
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Estetika_Kiyivs-koyi_Rusi?page=5


29.05.17
[1]
переходы:3
Эстетика Киевской Руси
Мономах. Есть основания предполагать, что анонимный автор замечательного поэтического произведения Киевской суток - «Слова о полку Игореве» (1185-1 187) также принадлежал к княжескому двору. Вся его рассказ о неудачном походе на кочевников мелкого русского князя проникнута страстным призывом к враждующим русских князей объединиться для общего блага. Применив ритмизированный стихотворение, яркие образы, богатый язык, удивительные по своей уособленистю картины природы, автор создал настоящий литературный шедевр.
Но при всем богатстве экспрессии письменные источники оставались недоступными для неграмотного народа Киева. Казной народной мудрости и творческого духа служили для него песни, поговорки, загадки, сказки и особенно устный эпос, или былины. Из уст в уста, от поколения к поколению переводились былины, в которых рассказывалось о подвигах таких популярных народных персонажей, как веселый крестьянский сын Илья Муромец, сообразительный сын священника Алеша Попович и сын боярина Добрыня Никитич; все трое - члены мифической жены князя Владимира. Подобно рыцарей Круглого Стола короля Артура эти восточнославянские витязи оставили Владимиров двор и отправились на борьбу с силами зла. Часто среди врагов были половецкий Тугоркан, что умел превращаться в змея Тугарина и символизировал в народном сознании постоянную угрозу со степи, или же это был Иудей, присутствие которого в эпохе, вероятно, является отголоском народной памяти о длительной борьбе с хазарами, которые исповедовали иудаизм. Все эти рассказы были полны тайн и волшебства, а христианские ценности часто переплетались в них с остатками языческого прошлого.
Среди ученых бытуют разные мнения относительно уровня и распространение образования в Киевской Руси. Не подлежит сомнению, что представители знати получали образование. В летописи сообщается, что в 988 г. Князь Владимир приказал отдать в обучение боярских детей, а его сын Ярослав основал в Новгороде школу для 300 мальчиков аристократического происхождения. В Киеве центром этой деятельности стала Св. София
В 1037 на территории собора находились школа и библиотека. Киево-Печерская лавра также имела библиотеку, а некоторые ее монахи славились своей образованностью, что в те времена в основном означало хорошую осведомленность с религиозными текстами. Среди князей наука также была в почете. Известно, которым книголюбом был Ярослав Мудрый; его сын Всеволод владел пятью языками, грамотной была и дочь Анна.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Estetika_Kiyivs-koyi_Rusi?page=2