allr.genskov.ru



Язык и мышление

Сортировать: по оценкам | по дате
25.04.17
[4]
переходы:2
Язык и мышление
На самом деле речь и мышление тесно связаны между собой, но эта связь не является простым, прямолинейным, так ед¬нисть языка и мышления не является их тождество. С одной стороны, нет слова, словосочетания, предложения, которые не виража¬лы мысли. Однако язык - это не мышление, а лишь одно из главных орудий, инструментов мышления. С другой стороны, существуют и другие формы мышления, которые осуществляются невербально (несловесных).
Чувственно-образного мышления - мышления конкретными обра-замы, картинами (в мозгу прокручивается своеобразный фильм). Оно присуще не только человеку, но и высшим животным - собакам, кошкам, обезьянам и тому подобное. Представьте себе такую ​​картину. Вечером хозяйка оставила незакрытой сметану на кухне. Утром приходит на кухню приготовить завтрак и видит, как кошка доедает сметану. Разозлившись, хозяйка хватает кошку и ударяет ее. На следующее утро, увидев хозяйку на кухне, кошка прыгает со стола и скрывается за буфетом, хоть на этот раз она ничего плохого не сделала. Перед ней ви¬ник вчерашний образ разъяренной хозяйки.
Чувственно-образное мышление свойственно всем людям, а особ¬ливо представителям творческих профессий (писателей, ху¬дожникам, артистам, режиссерам, балетмейстерам и т.д.). Существование этого типа мышления убедительно отрицает по¬ширену недавно мнение, что мышление протекает только в словесной форме. Когда художник-маринист И. Айвазовсь кий писал картину "Девятый вал", он не обдумывал Ее с помощью слов, а перенес на полотно образ, который виз¬рив в его романтической воображении: необъятная величие и буйная мо¬гутнисть морской стихии , огненные сумерки, игривое на волнах лунный свет, отвага людей, которые мужественно бо¬рються с разбушевавшейся стихией.
Оно, как и наглядно-образное мышление, власти¬ве высшим животным и человеку. Едва ли не первым на этот тип мышления обратил внимание немецкий философ Г. -В. Ф. Ге¬гель, который, в частности, указал на то, что непосредственная трудо¬ва деятельность, скажем труд каменщика, обязательно вы-мага мышления. Трудовые действия человека, как элементарные действия высших животных, осмыслены. Так, например, если высоко подвесить банан, обезьяна, чтобы его достать, ставит ящик, берет в передние конечности палку, вылезает на ящик и сбивает банан.
Практически-действенное мышление присуще всем людям, но в наибольшей степени специалистам технических профессий. Иногда инженеру легче создать новую машину, чем захи¬ститы свой проект (трудно подбирать нужные слова и ви¬разы).
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/YAzyk_i_myshlenie?page=5


25.04.17
[2]
переходы:0
Язык и мышление
объясняет мышления индивида: его природу и ход; при каких условиях, как и почему появляется мысль, как она развивается и совершенствуется; раскрывает закономерности мышления и причины его течения.
Мышление - это интеллектуальная и практическая деятельность, так как сочетает в себе познание и творческое преобразование образов и представлений, зафиксированных в памяти. Это всегда активная смена деятельности вследствие умственного труда.
Мышление тесно связано с чувственным познанием, которое является источником мышления, его основой. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с окружающим миром и является его отражением. Но в процессе мышления человек выходит за пределы чувственного познания, раскрывает такие явления, которые нельзя непосредственно воспринять. Гераклит утверждал, что мыслям доступны глубинные пласты бытия, доступное то, что ощущение принять не могут. Он отмечал, что логос (человеческое мышление) находится в постоянном контакте с объективным космическим логосом (мировым разумом). Сегодня эта мысль частично подтвердилась.
Человеческое мышление в любой форме невозможно без речи. Мышление существует в материальной, словесной оболочке, является одной из принципиальных отличий психики людей и животных. Благодаря слову мысль не исчезает. Выготский отмечал, что слово не только называет предмет, то есть его ярлыком, но и всегда характеризует этот предмет или явление, то есть одновременно актом речи и мышления.
Человечество всегда интересовал вопрос: как мы мыслим? Об этом по мнению американского ученого Дж. Ройса, мы могли бы узнать из мозговых колебаний, которые можно записать
Однако мозговые колебания могут рассказать нам о том, как человек думает, но они никогда не раскроют того, о чем она думает.
Природу мышления изучали начиная с XVII в. Ученые-физиологи считают, что благодаря нейротрансмиттеров (химическому веществу) мы способны мыслить, мечтать, помнить.
По учению И. Павлова, мышление "... Ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а затем доминирующие. В основе мышления лежат как першосигнальни так и второсигнальные связи с доминированием последних. Именно вторые сигналы, или "сигналы сигналов", обеспечивают специально человеческое, высшее мышление.
Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга - основа человеческого мышления. Лауреат Нобелевской премии Дж. Экклс считает мозг акцептором мысли, а не ее продуцентом.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mova_i_mislennya?page=2


25.04.17
[1]
переходы:2
Язык и мышление
Неоспоримым фактом является то, что существует единственная украинсь¬ка речь. Однако каждый из тех, для кого украинский язык является родным, пользуется ею по-своему. Говорящий берет из нее не все (всего он не сможет усвоить при жизни), а лишь то, что ему крайне необходимо и соответствует его мов¬ним предпочтениям. Иными словами, каждый говорящего ха¬рактеризуе собственное вещание, которое является уникальным, непов¬торним.
К вещания принадлежат говорения (речевой акт) и результаты говорения (текст). Правомерно говорить о мов¬лення отдельного человека, о речи молодежи, устное побу¬тове речи, художественное вещание и тому подобное. Все это - различное использование возможностей языка.
1. Язык - явление общее, абстрактное; речи - конкретное. Общее (речь) реализуется в конкретном (речи). Конкретность речи проявляется в том, что его можно слышать, записать на магнитную ленту, бачи¬ты и прочитать (если речь идет о тексте). Язык безпосе¬редньо наблюдать невозможно. Именно поэтому лингвист имеет дело с речью (изучает звучное вещания или тексты). Задача лингвиста "добыть" из речи язык.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mova_i_mislennya


25.04.17
[1]
переходы:2
Язык и мышление
материи, оно является идеальным, тогда как речь имеет идеальный (се¬мантика) и материальный (звуковая оболочка слов, матери¬ально выражены грамматические формы и т.д.) аспекты. Строение языка и строение мышления не совпадают. Язык и мышление оперируют разными единицами (фонема, морфема, слово, предложение - понятие, суждение, умозаключение). Правда, ба¬гатовиковий процесс оформления и выражения мыслей с помощью языка обусловил развитие ряда грамматических категорий, которые частично совпадают с некоторыми категория¬мы мышления (подлежащее - субъект, сказуемое - предикат, приложение - объект, определение - атрибут).
Наконец, еще одним весомым доказательством того, что язык и мышление тождественны явления, является их неодновременное возникновения. Исторически мышления возникло раньше, оно предшествует языке.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mova_i_mislennya?page=6


25.04.17
[1]
переходы:2
Язык и мышление
Акт мышления - единство знаний, опыта, интеллектуальных действий и собственного отношения к определенной деятельности, ибо мыслит не просто мозг, а живое существо. На основе имеющейся информации, способностей, навыков и привычек человек ассоциирует, то есть устанавливает связи между предметами. Классификацию ассоциаций предложил древнегреческий философ Аристотель. Он вывел законы ассоциаций по: сходству, контрасту, смежности.
Сочетание отдельных компонентов объекта в единое целое называется синтезом. Синтез, как процесс мышления, может происходить на разных уровнях в деятельности человека, начиная от простого механического сочетание целого к созданию научной теории на основе обобщения отдельных фактов и материалов исследований.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mova_i_mislennya?page=3


25.04.17
[1]
переходы:2
Язык и мышление
Сравнивая предметы или явления, мы выделяем наиболее общие их признаки и на этой основе осуществляем обобщения. Обобщение - мысленное группирование предметов по общим и существенным признакам. Например, по общим признакам объединяем в одну группу вишню, гвоздику, кровь, сырое мясо - по цвету, но это не существенный признак. По существенным признакам (по назначению) объединяем стол, стул, шкаф, кресло - это мебель. Обобщая предметы по их свойствам, мы вынуждены абстрагировать свойства от предметов.
Абстрагирование - мысленное отделение существенных свойств от несущественных и от предмета в целом, определения общей признаки, характеризует определенный класс предметов. Суть абстрагирования как операции мышления заключается в том, что воспринимая определенный предмет и выделяя в нем определенную часть, рассматриваем выделенную часть или свойство независимо от других составляющих данного предмета. Мы абстрагируемся от других признаков информации, часто оперируем такими абстрактными понятиями, как "число", "материя", "сила", "величина", "цвет" и другие. Однако при качественной характеристике объектов мы переходим от абстрактного к конкретному, то есть осуществляем конкретизацию (пять яблок, красный цветок, высокий юноша и т.д.).
Конкретизация - процесс противоположный абстракции. В конкретных представлениях мы не пытаемся выделить различные признаки или свойства предмета, а, наоборот, стараемся представить эти предметы во всем их разнообразии свойств и признаков и взаимосвязей.
С исторической точки зрения вещания первичное, а речь вто¬ринна. Сначала возникали в речи отдельные слова, фразы и т.д., а потом из фактов речи сложился язык
Однако следует помнить, что язык и речь тесно повья¬зани между собой: речь не только порождает речи, стри¬муе его безостановочно стихию, но и питается им, зминюеть¬ся, развивается под его влиянием. В речи зьявляеть¬ся новое, оказиональне, которое со временем может проникнуть в язык, стать фактом языка.
Речевую деятельность, а именно психические закономирнос¬ти порождения и восприятия речи, механизмы, которые управляют этими процессами и обеспечивают овладение мо¬вою, а также языковую способность человека в контексте ее пси¬хичних и интеллектуальных способностей изучает психо-лингвистика, которая выделилась как лингвистическая дисципли¬на в середине XX в.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mova_i_mislennya?page=4


25.04.17
[1]
переходы:2
Язык и мышление
беременная скрипка не допускает, однако в оказиональ¬ному поэтической речи И. Драча оно оказалось высокохудожественным и эффективным (ярко передает ситуацию ожидания игры на скрипке, желание скрипача видтвори¬ты, а слушателя услышать ее мелодичные звуки). Возьмем есенинской Отговорила роща золотая березовыми веселым языком. В русском языке нет словосочетаний роща от¬говорила, березовый язык, но в речи С. Есенина такие "нарушения" языковых норм становятся ярким художественным средством.
3. Язык - явление психическое, а речь - психо¬физичне. Язык существует в индивидуальных мозгах, в душах, в психике людей, которые составляют определенную языковую общность. Речь, кроме психического, имеет еще физический (физиологи-ческий) аспект, связанный с его порождением и сприй¬манням. Особенно заметен этот аспект при звуковой (аку¬стичний и физиологической) характеристике речи. Мов¬лення можно характеризовать по темпу, тембру, три¬валистю, громкостью, артикуляционной четкостью, акцентом и тому подобное.
4. Речь - линейное, язык - нелинейная. Речь разворачивается во времени. Для того чтобы произнести какую-то фразу, нужен определенный временной промежуток, ибо слова вимовляють¬ся последовательно друг за другом. А в языке все звуки, слова, словоформы и т.п. существуют одновременно. В отличие от языков-ления, речь имеет иерархическую структуру.
Некоторые из языковедов противопоставляет язык речи, как социальное индивидуальном. На самом деле и речь, и мов¬лення - явления социальные, так основная функция языка - быть средством общения, и люди говорят (корис¬туються речью) не для того, чтобы демонстрировать свое умение, а чтобы передать кому-то какую-то инфор¬мацию. Правда, речь имеет и индивидуальный ас¬пект. Оно является индивидуальным за выполнением, всегда на¬лежить конкретным людям
Индивидуальность речи проступает в отборе языковых элементов, в любимых син¬таксичних конструкциях, в частотности употребления мов¬них средств, в невольных или умышленных нарушениях языковых норм и тому подобное.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятий и порождает человеческое мышление. Оно сопровождает все мыслительные процессы человека. Именно мышления обеспечивает нам возможность выхода за пределы чувственного, расширяет границы и глубину нашего познания, отражает существенные связи и отношения между предметами, через известное ведет нас к неизвестному. По своей природе мы разумные существа, это подчеркивал французский философ Ж. Сартр: «Мои мысли - это я сам. Вот почему я не могу остановиться, я существую, я думаю, а не думать я не могу".
Мышление - необходимое условие счастья, оно дает нам огромное удовольствие, пробуждает вкус к прекрасному и великому, лишает человека лености и скуки. Г. Сковорода отмечал: "Узнаешь истину - войдет тогда в кровь твою солнце". К умственной деятельности нас побуждают основном проблемные ситуации, которые являются исходным моментом мышления.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Mova_i_mislennya?page=1