allr.genskov.ru



трудовая обрядность

Сортировать: по оценкам | по дате
22.09.18
[4]
переходы:2
Трудовая обрядность
Трудовые праздники и обряды - органическая составляющая празднично-обрядовой культуры украинского народа. Взаимосвязь праздников и труда имеет традиции, уходящие доисторических времен.
Традиционная трудовая обрядность тесно связана с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Обряды непременно сопровождали начало пахоты, сева, выгон скота на пастбище, окончание жатвы и тому подобное. В крестьянской семье трудовые традиции и обряды были настоящей школой для подрастающего поколения. В процессе выполнения ритуальных действий ребенок получала первые трудовые навыки. Всем разнообразием своих художественных, эмоциональных, атрибутивных, песенно-музыкальных средств трудовые праздники способствовали воспитанию у молодежи любви к нелегкой земледельческого труда, к земле, прививали своеобразный "кодекс земледельческой чести".
Трудовая обрядность на всех этапах своего существования была одним из важных элементов общественной жизни. При этом ее удельный вес, сфера действия и функции постоянно менялись. Учитывая значительное влияние религии, трудовые обычаи и обряды Украинский были зависимы от нее. Вместе с тем в них нашли отражение как рациональное, так и чувственное восприятие действительности, философские и поэтические представления людей, элементы многих видов искусств.
составляют: профессиональные праздники; трудовые праздники, связанные с отдельными циклами сельскохозяйственных работ; праздники трудовых коллективов и обряды чествования тружеников; фольклорные праздники труда, посвященные народным ремеслам и др. Все праздники и обряды имеют свою символику и атрибутику.
Достижения благородных целей, вытекающих из содержания традиционной трудовой обрядности, возможно лишь при условии согласованности трудового вклада и вознаграждения за него, соблюдение меры торжества при проведении праздников. Трудовая обрядность в последние годы набирала отрицательных черт в тех случаях, когда явления социальной несправедливости, существующее беспорядки на производстве пытались прикрыть праздничной помпезностью, очковтирательством, созданием и чествованием "бумажных" героев труда. И наконец, дальнейшее развитие трудовых праздников невозможен без пристального изучения народного опыта, прогрессивных достижений традиционной обрядности и трудовой морали, их возрождение и творческого использования.
Праздник первой борозды - древняя народная традиция, связанная с сельскохозяйственным календарем - начало пахоты, сева. От успеха этих главных работ зависит благосостояние крестьянина и его семьи в течение всего года.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trudova_obryadovist-?page=0


22.09.18
[1]
переходы:1
Трудовая обрядность
Когда доорювалы к дороге, то прибегали к заговорам, призывая себе "вещим словом" удачу. Завершался день праздничным ужином. Кучеру обязательно доставался подарок: картуз или рубашка.
Собираясь сеять, надевали рубашки, в которых причащались во время последнего говения в церкви. Делалось это для того, чтобы не было сорняков и сорняков между хлебом. Перед посевом, как и перед вспашкой, вся семья молилась Богу. Хозяин брал в руки крест (хлебец соответствующей формы лепешка Крестопоклонное недели) и клал его в борозду на повороте - там, где в последний раз вернулся плуг. Затем становился лицом к солнцу и читал "Отче наш", набирал полные горсти зерна и бросал его накрест, приговаривая: Уроди, Боже, и на чужую судьбу! С тех пор начинал сеять. А когда начинал волочить, обойдя ниву вокруг, то останавливался у "креста", брал его в руки, бросал шапку и крестился. Затем ломал крест "на куски, размачивал в воде, ел сам и давал есть всем участникам сева, включая животных.
Ритуалы, сопровождавшие первую пахоту и сев, имели незначительные вариации по территории Украины, но везде это были торжества с молитвами к Богу, проникнутые чувством уважения к своему труду
Проводы на полонину (долинный ход) - традиционное трудовое праздник, приуроченный к летнему выгона скота на горные пастбища (маржини). Отмечалось на семнадцатом недели после Рождества в день св. Юрия - покровителя земледелия и скотоводства (23 апреля ст. Ст.). По народным верованиям, в этот день св. Юрий отпирает небо и землю и выпускает на волю росу и свежую зеленую растительность.
Праздник сложилось на основе древних традиций жителей Карпат (гуцулов, бойков), согласно которым выгон скота налитування проводился торжественно и сопровождался исполнением религиозно-магических обрядов, песен и танцев. К магии прибегали, чтобы очистить домашних животных от всего злого, а зло заставить войти в какой-то посторонний предмет. Использовали различные средства очистки: огонь, святой водой, молитву, заклинание, биение животных ветвью освященной вербы и тому подобное. На Прикарпатье хозяйка выносила скоту остатки святой пасхи или хлеба и кормила ее на счастье. Хозяин вырезал несколько дернин с зеленой травой, клал с обеих сторон ворот и застромляв в них веточки цветущего терна.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Trudovaya_obryadnost-?page=1


22.09.18
[1]
переходы:1
Трудовая обрядность
набирал жара и, нашептывая молитву, бросал его в воду. Затем той водой окропил накрест все здания и скот, которая уже поступила. Остальные воды сохранялась в бутылке до конца сезона. После своеобразного освящения костер торжественно заносили и клали на ватрище. Этот огонь благоговейно поддерживался в течение всего лета. Осенью, отходя домой, ватрище не помрачали, а давали возможность погаснуть самому.
Взяв с ватрища раскаленную лучину, старший обходил все здания, читая "Отче наш". В конце обхода клал ее на ворота, через которые должна была войти стадо. Приняв стадо, сбрызнув ее водой и очистив "живым огнем", готовили ужин. Когда все приготовления заканчивались, старший трембитой созвал чабанов к общей молитве.
Праздник первого снопа - торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежит народная традиция зажинки. По бытующим представлениям, обрядовые действия, песни и т.д. могли обеспечить хорошее сохранение урожая. Такими магическими действиями были обряды с первым снопом, первой горстью скошенного хлеба.
Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала скатерть или полотенце с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, говоря: Дай Бог, легко начать, а еще легче дожать. Жатва начинали в так называемые "легкие" дни - вторник, пятницу. Желательно было также, чтобы это совпадало с новым месяцем. Как правило, начинал косить уважаемый в селе человек, у которого работа "кипела". Чтобы не болела спина, пояса втыкали ветку ясеня или дуба.
Тремя захватами левой руки она рубили одну горсть, потом другую и клала их накрест на обочине. Эти горстки имели здесь пролежать до конца жатвы. Иногда первую горсть относили в кладовую, где она находилась до Нового года. Накануне этого праздника ее вносили в комнату, чтобы погадать на богатый урожай.
Обряды проводили и с первым снопом. Как правило, его ставили в доме на почетном месте под образами - углу. Первый сноп обмолочувався отдельно. Зерна из него святили в церкви, а перед посевом их смешивали с семенами. Соломой с первого снопа кормили коров, чтобы не болели.
ru | allref.com.ua/ru/skachaty/Trudovaya_obryadnost-?page=2


22.09.18
[1]
переходы:1
Трудовая обрядность
Считалось, что в этом снопе собрана вся живительная сила поля. В разных местностях Украины он имел свое название: существительное, дидух и тому подобное. Последний сноп украшали калиной, цветами, перевязывали лентами и торжественно заносили в дом. На Новый год его ставили в углу, а выходя в поле для первого посева, подмешивали к семенам вымолоченного из него зерна.
Важное значение в конце жатвы придавалось и обряда вой Спасовой бороды (на Полесье - перепелка, на Волыни - коза). "Бородой" служила небольшое количество нескошенных колосков, которые оставляли в поле, рассчитывая таким образом обеспечить плодородия на следующий год. Между стеблями разрыхляли землю и засевали ее зерном из трех колосков. "Бороду" перевязывали красной нитью или лентами. В некоторых местностях у нее клали кусок хлеба и немного соли, ставили банку с водой и пели: вот тебе, борода, хлеб, соль и вода! Таким образом выполнялся ритуал кормления земли. Затем приговаривали: Роды, Боже, всякого судьбу: бедного, чтобы богатые были! После окончания жатвы жнецы катались по полю, чтобы на будущий год спина не болела.
Женщины гадали на урожай, трижды бросая позади серпа. Если он, падая, ударится острым концом о землю, то в следующем году будет урожай, а как ударится тупым или ручкой - плохая примета.
Кроме этих магических действий, во время А.
ru | allref.com.ua/uk/skachaty/Trudova_obryadovist-?page=3